ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Юношеский возраст охватывает довольно значительный период в жизни челов
ека — от 15 до 20-22 лет. В психологии юношеский возраст делят на раннюю юность (15-18) лет, когда юноши и девушки учатся 9-11 классах средней школы, средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах. И юность (18-22), когда молодой человек учится в вузе, трудится на производстве, создает семью, утверждается в жизни.
Дети, вступившие в период ранней юности, отдаляются от взрослых, не всегда принимают их советы, критически относятся к жизни, грубят. Только ли этим можно охарактеризовать юношеский возраст? Конечно, нет. В каждом возрасте есть свои прелести, но юность, пожалуй, — самое прекрасное время в жизни человека, этот возраст романтики и первой любви, пора самоутверждения и выбора профессии, возраст «весны» человека. Юноша считает себя взрослым человеком и, по его мнению, он готов вступить во взрослую жизнь во всем его многообразии.
Пора ранней юности — новое качество человека, подготовленное всей предшествующей жизнью. В юношеском возрасте заканчивается процесс физического развития, это расцвет красоты и силы человеческого тела. Рост тела в длину по сравнению с подростковым возрастом замедляется. Своего полного роста девушки достигают в среднем между 16-17, юноши — между 17-18 годами. Увеличивается вес, причем мальчики наверстывают свое недавнее отставание от девочек. Очень быстро растет мускульная сила: 16-летний мальчик почти вдвое превосходит в этом отношении 12-летнего. Примерно через год после окончания роста человек достигает своей нормальной взрослой мускульной силы. Очень многое зависит, конечно, от правильного режима питания и занятий физкультурой. В некоторых видах спорта ранняя юность — период максимальных достижений. В общем, в течение года — двух угловатый и неуклюжий подросток превращается в стройного юношу, а вчерашняя нескладная девочка — в девушку. В это время завершается два важных для организма процесса: процесс физического роста и процесс полового созревания, заканчивается переходный период.
Юношеский возраст — сложный и противоречивый этап в развитии личности, рубеж между детством и взрослостью, возраст глубоких переживаний, раздумий о смысле жизни, человеческих взаимоотношениях. В юношеском возрасте возрастает чувство собственного достоинства, умение контролировать свое поведение. Юноши и девушки осознают социально-экономическое положение семьи, причисляя себя к определенной социальной группе. Главное внимание они уделяют подготовке к будущей жизни, в том числе и семейной, более строго выбирают друзей. Открыто дружат с девушками или юношами. Со взрослыми держат себя независимо, пытаются утвердить равенство в отношениях с ними. Перечисленные выше качества свойственны только этому возрасту
Интересен характер взаимоотношений между юношами и взрослыми. Выяснялось, как юноши и девушки 16-18 лет хотят воспользоваться свободой и независимостью от родителей. Оказалось, что большинство опрошенных почувствовало бы удовлетворение от того, что ими никто не руководит, и они свободны распоряжаться своим временем, высказывать собственное мнение. Находить друзей, развлекаться, а главное — не чувствовать опеки родителей.
Наряду с элементами взрослого статуса, юноша или девушка еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны, постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только шестнадцатилетних, но и двадцатилетних не считают взрослыми. Неопределенности положения и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.
Общие умственные способности человека к 15-16 годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, уже не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делает умственную деятельность юношей более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро развиваются специальные способности. В сочетании с растущей дифференциацией направленности интересов это делает структуру умственной деятельности юноши гораздо более сложной и индивидуальной, чем в младших возрастах. Судя по имеющимся данным, процесс дифференциации умственных способностей у мальчиков начинается раньше и выражен ярче, чем у девочек.
Юность — завершающийся этап созревания и формирования личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще и не взрослый), усложнение жизнедеятельности и расширении круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение, — все это вместе взятое резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентационную деятельность. Идет ли речь о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношении со старшими или со сверстниками — юноша особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Прежде всего, это проявляется в развитии самосознания.
Уже подросток, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет громадный интерес к собственному «Я» и его свойствам. В частности, он совершенно по-новому начинает воспринимать свой физический облик, свое тело. Этот повышенный интерес часто сохраняется и в ранней юности. Придирчиво изучая свою меняющуюся внешность, юноши и девушки часто испытывают сильное беспокойство по этому поводу. Очень многие хотели бы изменить свой облик. Особенно важны для них такие качества, от которых зависит престиж и популярность у сверстников. Многих юношей и девушек тревожит маленький рост, полнота, прыщи на лице и т. д. Особенно тяжелые переживания выпадают на долю поздно созревающих мальчиков; задержка появления вторичных половых признаков не только понижает их престиж у сверстников, но рождает чувство личной неполноценности. Эти переживания, как правило, держаться в тайне. Образ собственного тела — гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Незнание всех нюансов и вариантов нормального развития оборачиваются для многих «трагедией нормы».
Самосознание и самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере в его поведении переориентируется с оценки на самооценку.
Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит я способный»). Но ограниченность юношеского, жизненного опыта затрудняет такую проверку. Многие логичные, с точки зрения взрослых, поступки – опасное озорство, лихачество — объясняется не столько желанием выделиться в глазах других, завоевать популярность, сколько именно потребностью самопроверки своей решительности, отваги и т. д.
Второй путь самооценки — социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.
Видное место в жизни юношей и девушек занимает дружба. Они предъявляют друг к другу высокие требования, между собой делятся сокровенными мыслями, их мнение часто ценится выше, чем мнение родителей и воспитателей. Они выражают недовольство. Если по каким-то причинам в классе не сложился дружный коллектив.
Ранняя юность — возраст самоопределения. После окончания школы перед ним стоит вопрос: либо самостоятельный труд на производстве, либо продолжение учебы, иногда то и другое вместе Процесс самоопределения пройдет тем легче, чем устойчивее и яснее была целеустремленность молодого человека в предыдущие годы его жизни. Тут то и проявляется способность юноши и девушки выбрать не самую легкую и доступную тропинку в жизни, а ту, на которой хотя и предвидятся трудности, но имеется возможность полностью развернуть свои силы и способности и принести обществу как можно больше пользы.
Как видите, юность нуждается, и всегда будет нуждаться в помощи и руководстве старших, передающих ей накопленные знания и опыт. И воспитание будет тем эффективней, чем полнее оно будет учитывать особенности юности и опираться на ее стремление и активность.
ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ КРИЗИСЫ
Подростковый кризис. Начинается примерно в 11-13 лет. Самой характерной чертой этого кризиса становятся строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. Подходит окончательное осознание «Я уже не ребенок». В этом случае вы не должны предпринимать крайних мер в воспитании вашего ребенка: не нужно быть и слишком либеральными, позволяя все и везде отпуская, но и запрещать, не пускать, наказывать не надо. Самый лучший выход – это серьезный разговор «на равных», в ходе которого вы должны выслушать аргументы и чувства ребенка и попытаться объяснить свои. В результате вы должны прийти к соглашению, где удовлетворены будут обе стороны: здравое и авторитетное мнение родители и самостоятельное решение уже взрослеющего человека. И не забывайте, что быть слишком мягкими и понимающими родителями, которые сами «несут на подносе» все прелести молодой жизни, не будет полезным для вашего ребенка, т.к. через борьбу за независимость подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Кризис юношеский. Проходит в период 16-18 лет (у девушек пораньше – в 16-17, у молодых людей чуть позже – в 17-18). В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, дальнейшего жизненного пути, резко меняется социальная позиция и условия жизни (например, когда ребенок уезжает на учебу в другой город). В этот момент идет перестройка всей личности. Происходит открытие возможности собственного авторства в творении своей жизни, обнаружение себя в качестве его главного героя – полноценное открытие собственного «Я». С другой же стороны, начинается осознание важности роли другого человека в формировании собственной личности (это могут быть друзья, первая любовь, родители, учителя). В это время ни в коем случае не становитесь назойливым советчиком, не принимайте решений за вашего отпрыска (куда ему идти учиться, с кем общаться) но обязательно помогите и поддержите, если к вам обратятся.
Мария Пугачёва, психолог
СТОИТ ЛИ КОНТРОЛИРОВАТЬ
ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ ВЗРОСЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА?
Весьма часто родители подрастающих чад начинают беспокоиться по поводу появления у них первых «зачатков» личной жизни. Как правило, больше всего переживают мамы за своих еще совсем юных дочурок.
Примеров такого личного общения может быть много: начинают подростки с Интернета – различных социальных сетей общения, сайтов знакомств и т.п. Бывает, что мамаши находят, как им кажется, слишком откровенную переписку своего ребенка с каким-нибудь виртуальным поклонником или же, наоборот, натыкаются на серьезные трактаты о любви с одним избранником. Еще более волнительным является момент, когда дочка или сынок вместо учебы и прочей полезной деятельности с головой уходит в свой первый роман, часами пропадая вне дома, за компьютером или на телефоне. При этом весьма нередко оказывается, что все эти поклонники или избранницы «не те», «не достойные» или вообще «опасные», в общем – до добра не доведут точно. В связи с чем встает резонный вопрос «что делать?» – как огородить, отвадить, объяснить, наставить на путь истинный… Или же пусть все идет своим чередом, но уж больно как-то страшно, не завело бы это, куда не следует.
И вот сразу хочется вмешаться и все расставить по своим местам, ведь мы же взрослее и опытнее, и нам точно известно, как все должно быть на благо нашему младшему поколению. Но, с другой стороны, понимаешь, что портить отношения с собственным ребенком на этой почве тоже не выход. Так как же тогда лучше всего поступить, чтобы и радикальными методами не действовать, но и из-под контроля волнующую материнское сердце ситуацию не выпускать?
Действительно давить на ребенка, а тем более на подростка, и что-то запрещать – это бесполезно, особенно когда ничего ужасного все-таки не происходит. «Любовное» общение, походы в кино за ручку – это не секта, по переписке в сети никто не забеременеет, наркотики по Интернету тоже никто не передаст и т.п. Так что для начала все-таки оцените «масштабы бедствия» и предполагаемые последствия всерьез.
В таком возрасте все мы были еще наивны и доверчивы, влюбчивы, но, к счастью, и переменчивы в своих чувствах. Так что вполне возможно, что уже завтра этот неугодный нам кадр или пассия легко исчезнут и забудутся. А вот отношения и взаимопонимание между родителями и подростком очень тяжело будет наладить вновь.
Подростковый возраст вообще полон всяческих волнений, перемен, внутренних поисков и душевного одиночества. Поэтому очевидно, что на этом этапе ребенку простаки жизненно нужно, важно, актуально иметь рядом какого-то близкого и похожего на него человека, поддерживать общение, быть вовлеченным в контакт с кем-то значимым. Так что запреты и жесткие меры могут сделать его куда более несчастным, неудовлетворенным в своих потребностях и душевных порывах, могут наложить серьезный негативный отпечаток на взаимопонимание с матерью или обоими родителями. И вот это общее состояние непонимания и ущемленности будет гораздо «опаснее», потому что, находясь в нем, подросток может пойти по кривой дорожке уже в реальном мире. Он может отгородиться, закрыться и «назло» уйти в такую «степь», что вы и не узнаете, или узнаете, когда будет уже поздно.
К тому же очень важно сохранять нейтралитет в неполных семьях, где ребенок так или иначе все равно перенес травму расставания с кем-то из родителей. Если вы будете запрещать вашему чаду общаться с кем-то, кто ему стал как-то «дорог» и интересен, и испортите с ним отношения на этой почве, то он однозначно будет чувствовать себя вдвойне одиноким, непонятым и отвергнутым.
Лучше стараться, что называется, «по-хитрому» держать все под контролем, быть в курсе дела, беседуя на эти темы, например, с дочерью как с подругой или по-дружески перекинуться парой слов с сыном. И именно в этом общении «как с подругой» или «как со своим парнем» нужно вносить свою конструктивную критику или делать какие-то выводы насчет не понравившегося вам субъекта – только очень и очень аккуратно, завуалировано и как бы отстраненно. Тогда ваш ребенок будет воспринимать все это только как ваше опытное мнение со стороны, нежели как назидание обеспокоенной мамы. А уж если вы сумеете ненароком вывести его на непринужденный разговор с юмором – то вообще хорошо, доверие к вам и интерес к таким беседам могут увеличиться. А это значит, что в дальнейшем вы вполне можете рассчитывать, что ваше подрастающее создание может начать советоваться с вами, а не делать все наперекор, чтобы показать свою самостоятельность и независимость. Ведь далеко не с каждой подружкой в школе или на улице захочется поделиться тонкостями своих переживаний и событий – мало ли куда это все распространиться. Но и слушать нотации и доисторические комментарии строгой мамы – еще хуже. Проявите смекалку – будьте более современной и лояльной в тех моментах, где это реально не «опасно», зато потом уже в серьезных ситуациях, вам будет проще говорить «нет» или что-то советовать. Тогда ребенок будет чувствовать, что ему в общем-то все разрешают и его понимают, и только изредка испытывать дискомфорт, когда в чем-то ваши взгляды расходятся. Но это в любом случае гораздо лучше, чем если он уйдет в себя, закроется и достучаться до него будет уже невозможно.
Мария Пугачёва, психолог
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕПРЕССИИ
Симптомы депрессивного состояния
Одно из ярких проявлений горя в подростковом возрасте - депрессия. Ее глубину определяют по числу симптомов и продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, даже начать питаться отдельно от других; могут предаваться размышлениям и фантазиям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подросткам может казаться, что они больше уже никого не полюбят. Они могут даже попытаться найти утешение в наркотиках или алкоголе. Должны вызывать пристальное внимание и те подростки, которые не демонстрируют какой-то особой реакции на свою утрату, но при этом начинают вести бурный образ жизни, слишком поспешно завязывая новые эмоционально окрашенные отношения. Потеря любви является также одной из основных причин самоубийств среди подростков.
В трудных случаях депрессии лечат лекарствами (антидепрессантами) и психотерапевтическим воздействием, направленным на ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.
Почти все психические расстройства, кроме протекающих с интеллектуальной недостаточностью, окрашены в печальные, грустные тона. Скрытая форма депрессии сглаженная, смягченная, не так бросающаяся в глаза. Зато обычно более длительная, растянутая во времени.
В среднем длительность депрессии в детском возрасте оказывается меньше, чем у взрослых и у подростков, и равна 79,2 дня, т.е. 2,6 мес. При этом короткие (до 14 дней) и затяжные (1-2 года) депрессии встречаются приблизительно с одинаковой частотой, но более частыми являются депрессии длительностью 1-5 мес.
Среди провоцирующих факторов, предшествующих первой депрессии у ребенка, присутствуют психотравмы, соматические заболевания и их сочетания, но преобладающими все же являются психотравмирующие ситуации.
Причины депрессий в школе
Одним из серьёзных и неразрешённых вопросов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защищённости. В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии.
Но, тем не менее, хотелось бы рассмотреть причины, вызывающие состояние беспомощности, эмоциональной напряжённости, школьной тревожности, приводящие к длительному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.
Порой причины имеют явно врождённый характер и обусловлены складом характера. Такие подростки вообще избегают компании, тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивное состояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.
Каковы объективные причины? Перегрузка учебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками. Эти проблемы впервые обостряются при переходе из начальной в среднюю школу, в период подросткового кризиса.
Остановимся на 5-6-х классах, ведь становление личности подростка во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.
На рубеже начальной и средней школы происходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. К внешним проявлениям относятся отрицательное отношение к школе вообще, нежелание её посещать, выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями и нарушение правил поведения в школе; к внутренним — эмоция страдания, различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, направленная на себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.
Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и становится стимулом к самовоспитанию, либо он приводит к блокировке эмоционального развития: отставанию в учёбе, конфликтам с окружающими, установке противодействия и агрессии, тревоге, замкнутости.
Эти проявления неудовлетворённости детей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём. Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса; во-вторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в-третьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей.
В более старшем возрасте чувство неуверенности, напряжённости, тревоги, депрессии, являющиеся следствиями психологической незащищённости, приводит к отчуждению. Отчуждение не проходит для ребёнка бесследно. Оно деформирует личность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полноценные отношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом переживания подростками одиночества и отчуждённости становятся глубокие эмоционально-негативные проявления, осознание своей «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток может стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.
Проблема комфортности подростка в школе достаточно серьёзная. И чтобы решить её, недостаточно только «воспитательной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно будет решить проблему эмоциональной безопасности учащихся.
Помните, что:
- каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше!
- подростку нужны деньги: пригласить девочку в кино, купить новую кассету, сходить на дискотеку, да мало ли на что (кстати, совсем не обязательно сразу думать о наркотиках). Но если он или она будет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто получать их от родителей, то и отношение будет совсем другое.
- без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной личностью. Не скрывайте от ребёнка трудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и советом в трудную минуту, рассказывайте о своей профессии — вдруг заинтересуется.
Профилактика и лечение депрессий
Рецепт профилактики депрессии в подростковом возрасте «прост»: безусловная любовь, пристальное внимание, обучение навыкам общения с подростком (это совсем другое, чем с маленьким ребёнком!), умение поддержать любые стремления подростка к независимости и самостоятельности, способность понять и разделить его интересы. Приглашайте его друзей домой, постоянно разговаривайте с подростком, будьте в курсе всех событий его жизни, не навязывая ему своего авторитарного мнения, постарайтесь обеспечить ему интересную жизнь (это вовсе не означает одобрения постоянных развлечений: дискотеки, кино и пр.), поощряйте любые его творческие интересы.
Очень полезно обратиться к психологу, чтобы заранее определить профориентацию ребёнка. Вкладывайте деньги в образование подростка, хотя вам может показаться, что ещё рано думать о будущем. Например, пусть обязательно позанимается на компьютерных курсах, хотя в силу своей старомодности вы можете испытывать панический ужас перед этой техникой. Сейчас это так же необходимо, как в своё время учиться грамоте. Да и лишний диплом о дополнительном образовании не помешает. Разрешите подростку (кстати, и девочкам это полезно) учиться водить машину. В будущем им это может очень пригодиться. Учите их правилам самообороны, плавать, кататься на велосипеде, заниматься боксом, каратэ. Да мало ли какие новые интересы появятся у наших детей, которые и внутренне, и внешне более свободны, чем предыдущие поколения. Чем больше они будут заняты, тем спокойнее вы будете за их будущее. Депрессия зачастую может явиться следствием скуки, так что лучше, чтобы у подростка не было свободного времени на пустые развлечения.
Надо обязательно кормить детей, особенно подростков, полноценной пищей хотя бы утром и вечером. Детям нужны белки, обеспечивающие организм незаменимыми аминокислотами (молочнокислые продукты, творог, сыр, орехи, фасоль, горох, чечевица, соевые продукты, яйца, рыба, мясо), витамины А, группы В, С, Е, рыбий жир, кальций, йод и другие макро- и микроэлементы. Усиленный рост и нарушение гормонального равновесия в период полового созревания вызывают большую потребность в витаминах и минеральных солях, которые не удовлетворяются пустопорожней едой, наспех проглоченной в закусочных, или стандартными патентованными синтетическими витаминами и микроэлементами, обычно предлагаемыми в аптеках, так как содержат слишком много меди.
Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс и всегда быть на стороне своих детей.
Любите подростков, смотрите на них с нежностью, уделяйте им больше внимания, спрашивайте их, разговаривайте с ними, слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь о них, кормите их здоровой пищей и постоянно с самого детства давайте им витамины, а они, когда вырастут и заведут свою семью, понесут эту нелёгкую эстафету безоговорочной родительской любви к детям — дальше!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОДРОСТКОВУЮ ПСИХОЛОГИЮ?
Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться, или не согласится, или дать нейтральный ответ.
Если вы согласны с данным высказыванием, то слева от номера этого высказывания поставьте знак «+», если не согласны – знак минус «-», если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».
- Поверхностность – характерная черта подростков.
- По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.
- Если подростки думают в большей степени о действительном, то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).
- Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.
- Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.
- Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.
- К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.
- Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряжённость – характерные черты подросткового периода.
- Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.
- Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлечённых предметах.
- Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.
- В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.
- Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчёркивать свои отличия от других людей.
- «Чувство одиночества» - характерное переживание подросткового возраста.
- Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
- Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.
- Чувство неудовлетворённости собой тем в большей степени присущи подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.
- Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки.
- Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.
- Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.
- Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.
- Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.
- Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
- Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослыми, чем подросткам.
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
1 |
+ |
7 |
- |
13 |
- |
19 |
+ |
2 |
+ |
8 |
+ |
14 |
+ |
20 |
+ |
3 |
- |
9 |
- |
15 |
- |
21 |
- |
4 |
+ |
10 |
- |
16 |
+ |
22 |
+ |
5 |
- |
11 |
- |
17 |
- |
23 |
- |
6 |
+ |
12 |
- |
18 |
+ |
24 |
- |
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ
Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались взрослых. И недоумевает взрослое поколение, почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине.
Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ
- Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
- Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
- При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
- Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.
- Никаких нотаций. Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
- Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
- Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:
- Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).
- Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)
- Ограничение должно быть выполнимым.
ТИПИЧНЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ
И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы безобидны, но при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если сказаны спокойным тоном. К числу «запрещенных» выражений в семье можно отнести:
Я тысячу раз говорил тебе, что…
Сколько раз надо повторять…
Неужели тебе трудно запомнить, что…
Неужели ты не видишь, что…
Неужели тебе непонятно, что…
Ты стала такой (грубой, невнимательной)…
Все люди (такие-то, так себя ведут), а ты…
- Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
Вариант: «Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.
- Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
Вариант: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»
- Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
Вариант: «Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»
- Родители своему ребенку: «Ты опять разбил чашку! Вечно у тебя все из рук валится!»
Вариант: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать»
Выводы
- Любую информацию можно преподнести в позитивном ключе.
- Дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
- Высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ
1.Борьба за внимание. Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.
- Борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.
- Желание отомстить. Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
- Потеря веры в собственный успех. Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»
Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
«Родителям…»
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
- Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
- Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
- Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
- Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
- Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
- Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Кожекина Н. А., психолог